ru en

КОМПАНИЯ В СМИ

15 августа
Танк-контейнеры не требуют регистрации в Росжелдоре
Мария Сурина, управляющий директор ООО "Спецтрансгарант":

По итогам совещания в Ространснадзоре было рекомендовано Росжелдору подготовить проект документа о порядке эксплуатации и регистрации танк-контейнеров для перевозки опасных грузов. В нем говорится о необходимости принятия ряда мер, которые требуют комментария.

В частности, вопрос о дополнительной обязательной регистрации танк-контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов, очень непростой и совершенно неясно, какую цель преследует Ространснадзор инициировав данный проект. На наш взгляд, прежде чем принимать окончательное решение или ратифицировать какой-либо документ необходимо разобраться в ситуации более детально и понять, какие последствия могут иметь такого рода нововведения.

Во-первых, танк-контейнер - мультимодальное транспортное оборудование, которое используется в международных перевозках. При этом все танк-контейнеры, находящиеся в собственности российских операторов, в обязательном порядке регистрируются Российским морским регистром судоходства (РС), который является надзорным органом в соответствии с распоряжением правительства РФ №854-р от 20.06.2000г. Это означает, что все контейнеры уже поставлены на учет должным образом. При этом они могут беспрепятственно эксплуатироваться не только в России, но и при организации международных или транзитных перевозок, поскольку РС является членом Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО).

В случае если транспортировка танк-контейнеров по сети РЖД станет возможной только при наличии их дополнительной и обязательной регистрации в Росжелдоре, совершенно не понятно, каким образом будут перевозиться танк-контейнеры, идущие, например, транзитом. Ведь согласно новым требованиям они просто не смогут въехать на территорию России или смогут, но уже другим видом транспорта. В итоге возрастает риск снижения объема перевозок по железной дороге из-за перехода танк-контейнеров на автомобильный транспорт. Объем транзитных перевозок грузов в танк-контейнерах по сети РЖД и в России в целом может существенно сократиться. А это напрямую противоречит положениям, закрепленным в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, где четко сформулированы задачи по развитию транспортно-транзитного потенциала нашей страны.

Во-вторых, Ространснадзор, говоря об обязательной регистрации танк-контейнеров и апеллируя при этом к "Положению о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта", утвержденному постановлением правительства № 397 от 30 июля 2004 г. и "Административному регламенту Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров", не учитывает тот факт, для танк-контейнеров с уже присвоенными номерами не подходит ни одна из 14 причин регистрации, указанных в данном документе.

В настоящее время в АБД ПК вносится информация согласно "Правилам эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности железнодорожных администраций", на приватные контейнеры эти правила не распространяются.

Исходя из этого, с нашей точки зрения, дополнительная регистрация танк-контейнеров в Росжелдоре юридически не обоснована.

И, наконец, возникает вопрос, почему тема регистрации в Росжелдоре поднимается исключительно в отношении танк-контейнеров. Ведь опасные грузы перевозятся и в универсальных контейнерах. А значит - разрабатываемый документ должен применяться и к универсальному оборудованию, находящемуся в собственности российских операторов. Как результат могут возникнуть сложности с прохождением любых контейнеров по территории России при импортных и транзитных перевозках. Только представьте каким может быть масштаб бедствия, если ежегодный объем импортных груженых контейнеров по сети РЖД составляет порядка 300 тыс. TEU, транзитных - 160 тыс. TEU и продолжает расти.

Журнал "РЖД-Партнер", №15-16, 2016