ru en

КОМПАНИЯ В СМИ

22 апреля
Танк-контейнерам не хватает комплексного сервисного обслуживания
Конкурентная борьба на транспортном рынке происходит не только в сфере организационных моделей или логистических схем, все большее значение приобретает технологическая составляющая. Нельзя сказать, что железная дорога полностью пропустила появление принципиально нового способа перевозки химических и опасных грузов в танк-контейнерах, однако расширение практики их применения на сети РЖД сталкивается с целым рядом проблем, одна из главных, по мнению управляющего директора ООО «Спецтрансгарант» (Группа компаний Rail Garant) Марии Суриной — практически полное отсутствие обслуживающей инфраструктуры, является существенным тормозом в развитии данного сегмента железнодорожных перевозок.

Есть мнение, что одним из факторов, усложняющих развитие танк-контейнерных перевозок в России, является отсутствие достаточного количества депо по промывке и ремонту такого рода контейнеров. Это действительно так?

— Сегодня в России действительно очень мало промывочно-пропарочных станций (ППС) для очистки танк-контейнеров и еще меньше профессиональных депо по их ремонту. Но давайте обо всем по порядку.

Каждый раз при смене перевозимого продукта мы обязаны организовать очистку котла контейнера от остатков предыдущего груза. Это обязательная процедура для операторов танк-контейнеров. Ведь мы имеем дело с химическими грузами, зачастую опасными. Их смешение недопустимо, так как может привести к изменению свойств продукта, не говоря уже о более серьезных последствиях. При этом качественную промывку и пропарку в России проводят, по нашей оценке, всего шесть частных организаций. Как правило, они имеют небольшие мощности, позволяющие обрабатывать ограниченное количество танк-контейнеров, а их малое число и удаленное расположение от точек погрузки/выгрузки увеличивает порожний пробег, усложняя, таким образом, развитие танк-контейнерных перевозок.

Похожую ситуацию мы наблюдаем и в сфере ремонта. Не более пяти специализированных депо предлагают сегодня профессиональные услуги по ремонту и освидетельствованию танк-контейнеров. При этом полный комплекс услуг в одном месте получить практически невозможно. Многие предприятия оказывают только часть услуг. Если же необходимы полномасштабные работы — предложить это сегодня по большому счету может только наше депо в Шахунье. Вы только вдумайтесь в эти цифры — шесть ППС и пять депо на всю страну (!). Для сравнения — только один крупнейший оператор танк-контейнеров Германии имеет четыре собственных депо по ремонту и промывке на территории страны, не говоря уже о многочисленных самостоятельных предприятиях. И это на площади, в десятки раз меньшей по сравнению с Россией. Вот и получается, что танк-контейнеры есть, а развитой в достаточной степени инфраструктуры для их промывки, своевременного техобслуживания и ремонта нет.

Иными словами, в обязательном порядке необходимо развивать сервисные технические услуги в танк-контейнерном сегменте, чтобы этот сегмент развивался и дальше?

— Полное отсутствие формирования сети сервисных предприятий не вызовет сокращения сегмента танк-контейнерных перевозок, но и не ускорит его развитие. В идеале, конечно, нужно увеличить количество промывочно-пропарочных станций и депо в отдельных направлениях в зависимости от распределения грузопотоков, чтобы операторы могли наилучшим образом оптимизировать логистику. Это позволит сделать железнодорожные перевозки в танк-контейнерах более конкурентоспособными по сравнению с другими видами транспорта. При этом мощности должны расти пропорционально увеличению российского парка танк-контейнеров. В подобную инфраструктуру, как правило, инвестируют заинтересованные в ней компании, а их в этом сегменте не так много.

Не сказывается ли негативно на техническом состоянии танк-контейнеров такая непростая ситуация с депо? Какой средний возраст парка танк-контейнеров и каков срок их службы?

— В силу того, что развитие перевозок в танк-контейнерах в России только набирает обороты, эксплуатируемый операторами парк относительно новый. Например, средний возраст парка нашей компании семь лет. При этом танк-контейнеры регулярно проходят все необходимые проверки и имеют соответствующие документы, разрешающие перевозить тот или иной груз. В нашей стране существует компетентный надзорный орган —Российский морской регистр судоходства (РМРС), который уполномочен выдавать разрешение на пригодность танк-контейнера к его дальнейшей эксплуатации каждые два с половиной года по результатам проводимого освидетельствования с гидро- и пневмоиспытаниями или же запрещать его использование при неудовлетворительном состоянии. При должном техническом обслуживании и своевременном ремонте срок службы танк-контейнера может быть довольно большим — более 30 лет.

При этом говорить об ограничении срока службы танк-контейнера по аналогии с вагонами нет необходимости. Во-первых, танк-контейнер — это не подвижной состав, это тара для транспортировки груза различными видами транспорта. Во-вторых, в нормативной документации нет установленного максимального срока службы для танк-контейнера, как, впрочем, и для универсального контейнера. Определить окончание срока службы по результатам соответствующих регламентированных испытаний может только уполномоченный на это орган — РМРС. В-третьих, даже если предположить, что на сети будет введен отдельный запрет на эксплуатацию танк-контейнеров начиная с определенного возраста при наличии разрешения РМРС на их использование, это никоим образом не ограничит их перевозку автомобильным или морским транспортом, а значит, неминуемо повлечет за собой отток соответствующих грузов с железной дороги.

Что подтолкнуло вас на создание собственного депо —необходимость техподдержки своего парка или все же желание открыть еще один доходный вид бизнеса?

— Когда мы запускали депо, первоочередной задачей для нас была организация технического обслуживания собственного парка и соответственно снижение издержек. Первая цель достигнута. Теперь мы ориентированы на привлечение сторонних клиентов и не только собственников танк-контейнеров, но и владельцев универсальных контейнеров, а также автоцистерн. Кроме того, организуем хранение и оказываем терминальные услуги.

Какой объем ремонта вы можете проводить, мощности расширять не планируете?

— Сегодня мощности предприятия позволяют обслуживать до 1000 контейнеров всех типов в год. При этом у нас хорошо развита инфраструктура — есть подъездной путь с фронтом погрузки/выгрузки до шести платформ, удобный подъезд на две машины, ричстакер для проведения погрузочно-разгрузочных работ, и контейнерная площадка вместимостью до 300 TEU.В структуру самого депо входит пункт ремонта, позволяющий обслуживать одновременно до восьми контейнеров, пункт освидетельствования для проведения пневмо- и гидроиспытаний, современная покрасочная камера с возможностью покраски двух контейнеров, а также инструментальный цех и пункт проверки и настройки запорно-предохранительной арматуры (ЗПА). Иными словами, у нас есть все, что нужно для получения полного комплекса работ любой сложности в одном месте. При этом наше депо — единственное в России предприятие, сертифицированное РМРС на предмет ремонта котлов танк-контейнеров. Это самый сложный вид проводимых работ, требующий специфических знаний, умений и навыков. Этим сегодня не может похвастаться ни одно другое российское депо по обслуживанию танк-контейнеров. Далее следуют замена обшивки, ремонт рамы, проведение испытаний, замена/ремонт ЗПА и покраска, включая брендирование корпуса.

Такой специфический вид деятельности требует какой-то особенной подготовки кадров?

— Безусловно, подготовка кадрового состава — важная составляющая в организации эффективной деятельности предприятия, позволяющая гарантировать качество проводимых работ.

Во-первых, мы трудоустраиваем специалистов, имеющих исключительно российское гражданство; во-вторых — все наши работники проходят обязательное обучение с последующей аттестацией и регулярной переаттестацией РМРС и другими надзорными органами. Мы стремимся к тому, чтобы предоставляемые нами услуги соответствовали международным стандартам качества.

О профессионализме специалистов СТГ говорят и наши собственные технические разработки, проводимые на базе депо. Это отдельный и очень большой пласт деятельности, который позволяет находить решения в области применения танк-контейнеров при перевозках новых номенклатур грузов, преимущественно особо агрессивных или, например, имеющих дополнительные требования по температурному режиму.

Так как стандартные модели танк-контейнеров не всегда пригодны для перевозки таких продуктов, наши специалисты проводят предварительную подготовительную работу — изучают особенности работы с продуктом, получают необходимые консультации, дорабатывают техническую документацию, которая затем проходит одобрение в надзорных органах, проводят работу по дооборудованию танк-контейнеров и только после этого начинаются непосредственно перевозки.

Распространено мнение, что отечественная отрасль не может похвастаться какими-то особенными достижения в вопросе производства танк-контейнеров. Вы считаете — у российских производителей есть шансы занять достойную нишу в этом сегменте?

— Полагаю, первым и важным шагом на пути к этому можно считать инновационный танк-контейнер «Уралвагонзавода» из композиционных материалов. А вообще хочу заметить, что у отечественных производителей есть собственные разработки в области производства танк-контейнеров и запорно-предохранительной арматуры, но серийного производства оборудования до сих пор нет. Большая часть танк-контейнеров поставляются из-за рубежа, хотя мы при этом имеем все шансы начать массовый выпуск танк-контейнеров отечественного производства. Но для этого, на мой взгляд, необходимо внимание и поддержка со стороны Минпромторга и других государственных структур, способных оказать содействие импортозамещению в этом сегменте транспортного машиностроения.

Журнал "Транспорт", №4, 2016