КОМПАНИЯ В СМИ
5 июля

Развитие в России ремонтного комплекса танк-контейнеров: тренды и перспективы

Эксплуатация танк-контейнеров сопряжена с регулярной работой по их поддержанию в надлежащем техническом состоянии и очистке. Как обстоят дела в сфере ремонта, промывки танк-контейнеров и как изменилась ситуация на российском рынке за последние несколько лет, журналу «Морские порты» рассказала генеральный директор ООО «Спецтрансгарант» Мария Сурина.

- Мария Игоревна, Ваша компания - непосредственный потребитель услуг по ремонту и промывке танк-контейнеров. Насколько изменилась структура рынка сервисных предприятий в России за последние годы и как это влияет на развитие танк-контейнерного сегмента перевозок?
- Небольшими темпами, но сервисная составляющая в России развивается. Если раньше мы говорили о практически полном отсутствии обслуживающей инфраструктуры, что являлось существенным тормозом в развитии танк-контейнерных перевозок, то сейчас сеть депо и промывочных станций расширилась.
Несколько лет назад ремонтных предприятий, специализирующихся на облуживании танк-контейнеров, в России было не больше десяти, а к 2019 году их количество увеличилось практически двое. Похожая ситуация с промывочными станциями. Четыре года назад насчитывалось пять предприятий, сейчас их число увеличилось до десяти.
Мы видим динамику, но недостаточную. Что такое 30 сервисных центров для огромной территории нашей страны? Например, в одной только Германии предприятий, которые осуществляют обслуживание химических контейнеров, в 2,5 раза больше. Прибавьте сюда пункты, работающие с пищевыми контейнерами, и цифра получится еще более внушительная - порядка 140 предприятий.
Для того чтобы операторы танк-контейнеров могли повышать свою эффективность, сокращать сроки подачи тары под погрузку, необходимо значительно большее число депо и промывочно-пропарочных станций (ППС), рассредоточенных по всей территории России. В этом случае отпадет необходимость направлять контейнер на дальние расстояния в профессиональные сервисные центры для ремонта или промывки. Печально, но недостаточное развитие обслуживающей инфраструктуры по-прежнему остается одним из сдерживающих факторов развития танк-контейнерных перевозок.
Из плюсов могу отметить, что в большей степени решен вопрос планового освидетельствования танк-контейнеров под надзором Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр). Пункты освидетельствования расположены по всей территории РФ и работают исправно.

- Помимо недостаточного количества депо и промывочно-пропарочных станций, есть какие-то другие сложности?
- Качество выполняемых работ, к сожалению, не всегда соответствует общепринятым стандартам. Лишь немногие депо имеют одобрение технологических процессов по ремонту рамы и сосуда со стороны Регистра. Не на всех предприятиях России персонал достаточно квалифицирован в части обращения с данным типом тары, что зачастую приводит к некачественному выполнению работ.
Что касается ППС, то мы часто сталкиваемся с промывкой низкого качества, несоблюдением требований экологической безопасности при хранении и утилизации отходов. Это недопустимо в нашем бизнесе. Все это необходимо улучшать, дорабатывать, перенимать опыт наших европейских коллег, отправлять персонал на обучение и стажировку.
Важным шагом и приоритетной задачей владельцев сервисных предприятий, которые пока не могут обеспечить сервис достойного уровня, должна стать стандартизация и улучшение работ на всех этапах ремонта и промывки танк-контейнеров.

- В этом году собственное депо Вашей компании ввело в эксплуатацию пункт промывки танк-контейнеров. Расскажите подробней об этом проекте.
- Наше депо в городе Шахунья начало свою работу с услуг по ремонту специализированных и универсальных контейнеров 5 лет назад. По мере развития предприятия увеличился объем и виды ремонтных работ.
В этом году мы запустили один из двух постов по промывке танк-контейнеров. Сейчас завершается доукомплектация необходимым оборудованием второго поста и в скором времени мы планируем его запуск.
В пункте промывки осуществляется очистка нефтехимических контейнеров-цистерн и автоцистерн. Мы не работаем с нефтепродуктами и особо токсичными грузами, но проводим очистку сосудов от химических грузов различных классов опасности в соответствии с предписаниями Роспотребнадзора и Росприроднадзора.

- Какова мощность действующего пункта промывки?
- Текущая производительность пункта промывки - 2-4 контейнера-цистерны в сутки в зависимости от типа груза. В дальнейшем мы планируем увеличение производительности до 10 единиц в сутки.

- Вы говорили, что важным вопросом в работе сервисных предприятий является соблюдение экологических норм и требований, что отступление от норм недопустимо. Как обстоят дела с этим в Вашем депо?
- Вопрос экологии – один из ключевых наряду с качеством очистки. Здесь важны два аспекта – безопасность рабочего персонала и безопасность окружающей среды.
Безопасность сотрудников на наших предприятиях обеспечивается средствами индивидуальной защиты и обязательным обучением безопасному поведению. Кроме того, мы минимизировали воздействие неблагоприятных факторов посредством использования новейшего оборудования, позволяющего максимально автоматизировать рабочий процесс.
Вопрос защиты окружающей среды решает современная многоступенчатая система автономных очистных сооружений для очистки выбросов в атмосферу.
Утилизация осуществляется специализированными организациями, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.
Наша дочерняя компания «СТГ-Оператор», которая управляет всем ремонтным комплексом в г. Шахунья, включая пункт промывки, планирует в скором времени пройти аттестацию CEFIC по системе SQAS также, как это сделал «Спецтрансгарант» осенью прошлого года. В этом отношении предстоит масштабная, системная и кропотливая работа.
К слову, подготовка «Спецтрансгаранта» к аттестации заняла без малого 1,5 года. Но мы ориентированы на международные стандарты качества, поэтому готовы трудиться и развиваться в этом направлении.

- Какие-нибудь новшества внедряете в процессы ремонта танк-контейнеров?
- Сейчас мы работаем над усовершенствованием технологии ремонта гуммированных танк-контейнеров, используемых для транспортировки агрессивной химии. Сосуд таких контейнеров внутри покрыт специальным защитным слоем, ремонт которого имеет специфический характер.
Практика показала, что гуммировка в первую очередь получает повреждения в местах крепления зажимных болтов, на крышке и внутренней стенке заливной горловины. Может происходить растрескивание и расслоение покрытия внутри сосуда. Важно своевременно диагностировать и эффективно устранять подобные повреждения.
В России гуммированных танк-контейнеров очень мало, поэтому далеко не все предприятия имеют опыт и могут обеспечить качественный ремонт такого рода оборудования. Наше депо технологию такого ремонта уже освоило.

- Мария Игоревна, каковы перспективные планы компании «Спецтрансгарант» по дальнейшему развитию сегмента сервисного обслуживания танк-контейнеров?
- На выставке Transport Logistic в Мюнхене, где «Спецтрансгарант» принимал участие как член ITCO (Международная танк-контейнерная организация), мы провели ряд встреч с европейскими коллегами из ремонтного бизнеса, нашли для себя технологии, которые будем постепенно внедрять в работу. Это касается новейших методов защиты металла от коррозии, оборудования для работы с танк-контейнерами.
Технологии развиваются, и мы стараемся идти в ногу со временем. Ведь с одной стороны мы, как собственник танк-контейнеров заинтересованы в том, чтобы поддерживать наше оборудование в надлежащем техническом состоянии и выполнять свои обязательства перед клиентами по своевременной доставке груза, с другой – как компания, оказывающая услуги по ремонту сторонним владельцам танк-контейнеров, должны максимально качественно выполнять работу, чтобы сохранить долгосрочные отношения с нашими заказчиками в части сервисного обслуживания.
В более глобальном смысле мы ставим перед собой задачу создать удобную и эффективную сеть сервисных центров для обслуживания танк-контейнеров с целью обеспечить клиента максимальным спектром услуг. Особенно это важно для операторов с небольшим парком контейнеров, когда нет возможности заменить вышедшее из строя оборудование контейнером из оборотного фонда или стока и требуется быстрый и высококвалифицированный ремонт.

Журнал "МОРСКИЕ ПОРТЫ", №4 (175) 2019. Специальное информационно-аналитическое приложение "Мир контейнеров-цистерн"