ru en

КОМПАНИЯ В СМИ

27 октября
Нам интересно осваивать новые ниши
Перевозки нефтехимии в танк-контейнерах демонстрируют позитивную динамику несмотря на общий негативный тренд к снижению объемов транспортировки. О том, как развивается этот сегмент, что движет клиентом при выборе способа перевозки и какой должна быть современная компания, для того, чтобы оставаться в авангарде транспортного рынка рассказала управляющий директор ООО «Спецтрансгарант» Мария Сурина.

- Как изменился рынок перевозок в танк-контейнерах за последний год? Произошли какие-то значимые изменения, повлиявшие на объемы, географию перевозок?

- Рынок постоянно в динамике, он растет, развивается, изменяется. И даже несмотря на то, что за последний год произошло резкое падение экспортно-импортных перевозок, вызванное геополитической ситуацией, этот негативный тренд с лихвой компенсируется увеличившимися внутренними отгрузками. Также не стоит забывать и о наших ближайших соседях. Сейчас есть все предпосылки и уже появились первые запросы на транспортировку нефтехимии в танк-контейнерах в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Раньше активности в этих направлениях мы не наблюдали. Полагаю, по итогам года, рост танк-контейнерных перевозок может составить порядка 10-15%. И я бы сказала, что это достаточно устойчивый и долговременный тренд, чему во многом способствует их мультимодальность.

- Значит ли это, что клиент чаще стал выбирать перевозки в танк-контейнерах, а не в вагонах-цистернах?

- Все зависит от конкретной ситуации и груза. Есть принципиальные конструкционные и эксплуатационные различия между вагоном и контейнером, которые так или иначе диктуют смещение акцента в сторону «танков». Чтобы было понятней: есть обычный мобильный телефон, а есть смартфон. Кого-то пока вполне устраивает и старая модель телефона, а кому-то без нового гаджета с расширенным функционалом не обойтись. Так и в нашем случае. Можно говорить о продуктах массовых отгрузок, таких как кислоты, спирты, газы. Это классика жанра, если можно так сказать простые продукты, для транспортировки которых пригодны и вагоны-цистерны, и танк-контейнеры. А есть сложные номенклатуры, требующие соблюдения специальных условий при их транспортировке, которые превосходно обеспечивает танк-контейнер, но, которые, увы не под силу создать "бочкам". В качестве примера, могу привести олеум. Сегодня в России дефицит цистерн для перевозки этого продукта. Или наш недавно реализованный проект по перевозке канифоли. Как показала практика, перевозить ее в танк-контейнерах гораздо удобней и правильней, чем в цистерне. Производственный цикл с использованием канифоли требует относительно небольшого объема данного сырья при большом объеме котла цистерны, который необходимо каждый раз подогревать по мере необходимости откачки продукта для очередного производственного цикла. Это затратно финансово, но самое главное, это неправильно технологически, так как многократные разогревы ухудшают качество канифоли. Использование танк-контейнера вдвое меньшего по объему позволяет избежать этих неприятных моментов.

- То есть клиент выбирает танк-контейнер в качестве средства транспортировки исходя скорее из технологических удобств, а не из экономических соображений?

- Принимая решение, какой вид перевозки использовать, клиент, безусловно, учитывает все факторы, но, зачастую делает выбор в пользу сохранения потребительских свойств продукта. Есть масса грузов, которые лучше, удобней и правильней перевозить именно в танк-контейнере, особенно если речь идет о мультимодальной схеме с привлечением различных видов транспорта. Мы только в этом году запустили проекты по перевозке таких новых для нас продуктов, как таловое масло, скипидар, лигносульфонат, азотная кислота. Раньше эти продукты не перевозились в танк-контейнерах. Возможности танк-контейнера в этом отношении практически безграничны. Есть запрос на транспортировку нового продукта, мы его берем в разработку. Возможно это не самые крупные проекты с точки зрения объема перевозки, но ведь не в этом дело.

- Значит ли это, что объем транспортировки для вас не имеет значения и вы готовы работать с небольшими клиентами, которым нужно перевозить, скажем, всего одну платформу с контейнерами в месяц? Или все же держите ориентир на крупных грузоотправителей?

- В условиях растущей конкуренции, да и вообще исходя из принципов построения и развития бизнеса, нельзя сознательно загонять себя в какие-то рамки. Наша задача обеспечить качественный сервис любому клиенту вне зависимости от его размера и объема ежемесячных отправок. Безусловно мы ценим крупных клиентов и оказанное нам доверие, но открыты для всех без исключения. Для нас небольшие клиенты - это всегда новые интересные грузы, сложность логистики, это непростые задачи, которые мы хотим и умеем решать. Это своеобразная логистическая игра, которая нам по душе и в которой мы непременно хотим быть победителями. Наши амбиции заключаются не в том, что мы хотим работать только с гигантами нефтехимической промышленности, а в том, что мы хотим обслуживать на высочайшем профессиональном уровне потребности клиента любого масштаба.

- Это достаточно амбициозное заявление. Вы готовы ему соответствовать и держать марку?

- А разве у нас есть другие варианты? Если компания не клиентоориентирована, в конечном итоге она проиграет вне зависимости от масштабов своего бизнеса. Мы, например, подошли к той ступени развития, которую я называю стадией апгрейда, когда сложившуюся схему работы и взаимодействия с клиентами можно и нужно улучшать, иначе произойдет застой. Сейчас мы пытаемся упростить схему договорных отношений с клиентом и по максимуму снять с него операционную нагрузку в процессе эксплуатации танк-контейнеров. С этой целью развиваем инфраструктурные проекты как самостоятельные, такие как ремонтное депо в Шахунье, так и в партнерстве с другими заинтересованными игроками рынка. Например, совместно с компанией СГ-транс работаем над проектом контейнерного депо в Новокуйбышевске, где помимо прочего будет организована еще и промывочно-пропарочная станция.

Также Спецтрансгарант был инициатором проекта по разработке инновационного танк-контейнера из композиционных материалов. Наши специалисты подготовили соответствующее техническое задание, его принял к разработке Уралкриомаш и не так давно был построен первый образец. Испытания контейнера находятся в завершающей стадии и надеюсь, в скором времени мы примем участие в опытной эксплуатации первой партии таких контейнеров.

- Развитие таких серьезных проектов, как правило говорит о перспективности направления. Это справедливо для перевозок в танк-контейнерах? Как вы оцениваете риски в данном сегменте?

- Объективно танк-контейнеры - это будущее перевозок продукции нефтехимического комплекса. Страны Европейского союза уже практически полностью перешли на транспортировку наливной химии в танк-контейнерах и мы, рано или поздно, придем к тому же. В первую очередь речь идет о сложной химии – специфичной, агрессивной и коррозионной. Те, кто понимает это уже сейчас и делает соответствующие шаги, сможет легко адаптироваться к подобным изменениям в более отдаленной перспективе.

"Нефть и капитал", №10, октябрь, 2015